Противоречивость, взаимозаменяемость, а порой и взаимоисключающие друг друга тенденции процессов, происходящих в мире, усиливает потребность в существование дипломатических платформ, которые создают условия для диалога с целью обсуждения актуальных проблем.

Формирование подобных форматов в последние годы идет быстрыми темпами между развитыми странами мира и странами Центральной Азии, среди которых особенно можно отметить формат США-Центральная Азия. Этот формат был основан ещё в 2015 году между пятью странами Центральной Азии.

Данная платформа «С5+1» направлена на совместную работу по активизации отношения Соединенных Штатов и пяти государств Центральной Азии.

“С5+1” – это региональная дипломатическая платформа Правительства Соединенных Штатов “плюс” Правительств Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан, Туркменистана и Республики Узбекистан (С5). “С5+1” укрепляет координацию действий между США и Центральной Азией для достижения нашей общей цели – независимой, процветающей и защищенной Центральной Азии, которая решает общие проблемы в партнерстве с Соединенными Штатами. Сотрудничество в данном формате ориентируется на трех основных направлениях — безопасность, особенно с угрозами терроризма, экономике, с акцентом на улучшение региональных торговых потоков, инвестиций и последнее проблемах экологии и улучшение климата.

С момента создания “С5+1” в 2015 году взаимодействие в рамках платформы расширило диалог и сотрудничество между США и Центральной Азией на уровне министров, посредством встреч экспертов и за счет деятельности тематических рабочих групп. Рабочие группы “С5+1” – по экономике, энергетике и окружающей среде и безопасности, – а также продолжающиеся региональные программы, учебные занятия и семинары способствуют прогрессу в достижении взаимно согласованных целей.

В 2022 году был учрежден Секретариат “С5+1” для установления официальных процедур определения и продвижения общих приоритетов, координации коммуникаций между участвующими правительствами и планирования министерских встреч высокого уровня и других мероприятий. “С5+1” продолжает совместную работу по укреплению безопасности, стабильности и процветания Центральноазиатского региона.

Необходимо отметить, что впервые саммит С5+1 на уровне президентов состоялся 19 сентября в Нью-Йорке на полях 78-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Этот первый президентский саммит позволит лидерам обсудить целый ряд вопросов — от региональной безопасности и взаимосвязанности до  изменения климата, региональных связей, торговлей и инвестиций.

По итогам встречи глав государств “Центральная Азия-Соединенные Штаты Америки” была принята Декларация глав государств, в которой были освещены актуальные мировые и региональные вопросы и основные направления сотрудничества между странами этого формата.

Таким образом, необходимо подчеркнуть основные моменты, затронутые в Нью-Йоркской декларации:

Устойчивость через партнерство: стороны привержены укреплению партнерства посредством платформы C5+1. Стороны также обязались придерживаться принципов Устава ООН, основанных на уважении независимости, суверенитета и территориальной целостности всех государств.

Расширенное сотрудничество в области безопасности: участники C5+1 признали пользу расширения диалога для укрепления сотрудничества в области безопасности. Стабильность в Афганистане признали важным фактором безопасности в Центральной Азии.

Напомним, что вопрос Афганистана был одним из главных тезисов выступления Лидера нации увжаемого Эмомали Рахмона в ходе этой встречи. Основатель мира и национального единства — Лидер нации, Президент Республики Таджикистан уважаемый Эмомали Рахмон в своем выступлении обратил особое внимание на растущие вызовы и угрозы, борьбы с терроризмом и экстремизмом и подчеркнул: «Стабильность в Афганистане является важным фактором развития межрегиональных связей, в связи с этим мы заинтересованы в скорейшем восстановлении мира и стабильности в этой стране».

Экономический и энергетический коридор C5+1: дипломатическая платформа C5+1 укрепит экономическое сотрудничество США с Центральной Азии.  Следовательно, стороны намерены ускорить региональное сотрудничество и взаимодействие в этой области.
Участники саммита сосредоточили усилия на создании более благоприятного делового климата для торговли и инвестиций в регионе. В связи с громадным транспортным потенциалом региона, а также с целью расширения транспортной сети Центральной Азии на повестке дня стал вопрос Транскаспийского торгового пути — «Среднего коридора», соединяющий Центральную и Южную Азию.

Организационный уровень этой встречи показывает, что США хотят вернуться в регион в стратегическом плане. Вопросы, на которых акцентировали внимание США (бизнес-платформы частного сектора, которая дополнит дипломатическую платформу C5+1, а также, Агентство США по международному развитию (USAID) в октябре созовёт Региональную министерскую конференцию в рамках «C5+1» по вопросам взаимосвязанности в Центральной Азии), указывают на то, что США хотят быть более экономически активными в регионе, чтобы сбалансировать влияние других акторов в регионе.

Следует отметить, что вокруг этой встречи эксперты высказали множество различных мнений и предположений: то ли она направлена против какого-либо государства или интересов какой-либо страны. Советник президента США по национальной безопасности своевременно отреагировал на эти предположения. Джейк Салливан заявил, что саммит президентов стран Центральной Азии и США «не направлен против какой-либо страны». «Он о позитивной повестке, над которой мы хотим работать с этими странами». В том числе, на вопрос одного из журналистов о том, следует ли рассматривать саммит как сигнал Китаю и какие от него ожидаются результаты, Джейк Салливан ответил: «Послушайте, этот саммит не направлен против какой-либо страны. Он о позитивной повестке, над которой мы хотим работать с этими странами».

Также этот формат, в котором Главы государств Центральной Азии встречались с президентом США, заставил экспертов задаться вопросами: «Станут ли США новым гарантом безопасности в Центральной Азии»; «Будут ли США экономически вытеснять других игроков в регионе?».

Следует помнить, что гарантом безопасности в регионе являются не только отдельные страны, но и сами государства Центральной Азии. Недавние международные конфликты показали, что безопасность государства не может полностью зависеть от отдельных государств. Что касается безопасности и стабильности в регионе, то они должны опираться на собственные силы и напрямую сотрудничать со всеми участниками международного сообщества.

Следующим важным моментом заключается в том, что все внутренние вопросы региона решаются на двустороннем формате, тем самым формат С5+1 направлено на решение внешних проблем и угроз региона.

Таким образом, существует несколько причин, по которым США значительно повысили статус этих переговоров, которые ранее проходили только между министрами иностранных дел:

Во-первых, благодаря политической воли Глав государств Центральной Азии регион стал интегрированным. Политическая воля лидеров к регионализации общих проблем позволила странам региона лучше воспользоваться своим положением и выступить единым голосом перед международными участниками мировой политики.

Во-вторых, в последние годы страны региона диверсифицировали свои внешние связи. Расширение многовекторности и демонстрация внешнеполитических возможностей привело к сближению стран ЦА с мировым сообществом.

В-третьих, США посылают символический сигнал глобальным и региональным игрокам, что регион не забыт. Это объясняется тем, что после ухода из Афганистана взаимодействие с регионом значительно сократилось, а влияние США в регионе уменьшилось.

В целом уже заметно, что в регионе Центральной Азии формируется такая система взаимодействия, которая исключает возможность деструктивной дестабилизации и открывает путь к экономической кооперации и выхода на внешние рынки.

Рашидов Бахтовар Зарифович
Ведущий специалист Управления
анализа и прогнозирования
внешней политики ЦСИ при
Президенте Республики Таджикистан

Распечатать